» » ХУДОЖНИК К.Д.ФЛАВИЦКИЙ

ХУДОЖНИК К.Д.ФЛАВИЦКИЙ

ХУДОЖНИК К.Д.ФЛАВИЦКИЙ
Скудные сведения сохранились о Константине Дмитриевиче Фла-вицком. Родился он в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и провел семь лет в воспитательном доме для бедных детей. С раннего детства проявились у него способности к рисованию. Флавицкого определили пенсионером Общества поощрения художников, что позволило ему затем поступить в Академию художеств в Петербурге. Учился он в классе профессора Ф.А.Бруни. Это была академическая школа классицизма, которая шла в колее европейской художественной культуры. Профессора Императорской академии не признавали отступлений от «чистого» искусства, то есть от изображения мифических или историко-религиозных сюжетов.

Первая картина Флавицкого «Христианские мученики в Колизее» (Русский музей), созданная в 1862 году, успеха не имела. Дело в том, что в 60-е годы ярко проявило себя поколение художников-обли-чителей. Предшествовала этому реалистическая живопись Павла Андреевича Федотова. Ни один художник до него не рисовал с натуры с такой жадностью и самозабвением. Это была страсть и жажда наблюдений. Многим памятны его бытовые сцены: «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, еще анкор»... Его небольшие по размерам полотна открыли действительную сторону жизни со всеми ее недугами: тоской, ханжеством, отчаянием...

Затем явились художники, которые сделали своей программой мысль Чернышевского об искусстве как учебнике жизни. Они обличали и клеймили самодержавную

власть. Василий Григорьевич Перов рассказывал в своих полотнах о горькой судьбе детей бедняков, тяжелой жизни русских женщин, обличал духовенство. Его картины «Тройка», «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» и многие другие - это скорбь людей, не знающих в жизни радости, обреченных на жалкое существование. Это была даже не сатира, а гневный протест.

Поэтому о первой картине Флавицкого Крамской сказал, что она «театральна и лишена самостоятельного отношения к действительности». Через два года художник пишет «Княжну Тараканову», которая приносит ему большую известность. Флавицкий изобразил на полотне мрачную тюремную камеру, хлынувшая вода затопляет её, и крысы карабкаются на постель, спасаясь от потопа. Жуткая сцена...

Восторженно встретил картину художественный критик В.В.Стасов, назвав её «чудесной... и славой нашей школы». Картина вписывалась в еще робкий обличительный хор против самодержавия. Он обретёт реальные черты к 80-м годам, когда интеллигенция провозгласит борьбу за «Свободу личности». Лозунг, кстати, аналогичный современному о «Правах человека». Понять невозможно, от чего нужно было освобождать ту личность и какие вожделенные права нужны сегодняшнему человеку...